Архитектура театров, театры Петербурга
Главная Театры XVIII века Театры XIX-XX века
Наше время Наши контакты

Театр-цирк

Первое постоянное здание театра-цирка России было сооружено в Петербурге по проекту С. Л. Шустова. Сразу же после окончания постройки Каменноостровского театра летом 1827 года утверждается проект цирка и осенью начинается его возведение, а 11 декабря выступлениями труппы Жака Турниера он открывается. Зданию, выстроенному на каменном фундаменте, с цоколем из путиловской плиты и стенами, рубленными из соснового леса, подобно Каменноостровскому театру, придаются черты каменного строения. Строгаными досками, имитирующими русты, обиваются стены первого этажа. Четырехколонный портик с ионическими лепными капителями, завершенный фронтоном, оформлял вход, лепной карниз венчал сооружение.

По распоряжению Петербургского военного генерал-губернатора строительство осуществляется за счет доходов города. Обошлось оно в 100,7 тыс. рублей, причем 30 тысяч внес Турниер, за что получил право пользоваться зданием в течение пяти лет 56. Но в том же году оно переходит в ведение театральной дирекции, которая возвращает Турниеру деньги и частично перестраивает цирк с целью приспособить его для спектаклей. В реконструированном виде он открывается 30 августа 1828 года под названием «Новый театр» или «Театр-цирк у Симеоновского моста».

Здесь чередовались спектакли русской, немецкой и французской театральных трупп с цирковыми выступлениями Турниера, Лемана, Батиста Фуро, Готье и др. которые обрели наконец стационарную площадку. Ранее цирковые представления давались на масленицу во временных балаганах или манежах. Появление постоянного здания имело важное значение для развития циркового искусства. Подобно западноевропейским, деревянный театр-цирк сочетал арену для конных выступлений с театральной сценой. Зрительный зал вмещал два яруса лож, парадиз, амфитеатр, партер и кресла, причем партер насчитывал 500 мест, амфитеатр - 200, парадиз - 300. в креслах - 232. Вместимость зала при театральных представлениях приближалась к 2000 зрителей. Во время цирковых выступлений помост, на котором размещались кресла партера, убирался. Театральная дирекция пользовалась зданием до 1834 года. После открытия в 1832 и 1833 годах двух новых больших каменных театров — Александрийского и Михайловского здание цирка возвращается в городское ведомство. При этом была составлена подробная опись «Цирку, или деревянному театру у Симеоновского моста». Трехэтажное здание высотой от цоколя до карниза 12м и шириной 30 м имело протяженность бокового фасада со стороны Фонтанки 54.5 м. а противоположного - 45 м. Покрытие с остекленным фонарем состояло, помимо наклонных, из 14 висячих стропил. Главный фасад был отмечен портиком, объединяющим три этажа, и оконными проемами, обрамленными коринфскими полуколоннами, сандриками с лепными кронштейнами и замковыми камнями. Колонны, лепные детали и карнизы выделялись белой краской на желтом фоне стены.

Манеж
Большой театр
"Каменный" театр
На сцене театра
Театр на Дворцовой
Большой и Малый театры
Павильоны
Театр-цирк
Проект Л.Руска
План Росси
Положение театра
Невский проспект
Александрийский театр
История ансамбля
Вестибюль и сцена
©2008.Все права защищены.