Архитектура театров, театры Петербурга
Главная Театры XVIII века Театры XIX-XX века
Наше время Наши контакты

"Каменный" театр

Большой Каменный театр, считавшийся в конце XVIII века образцом театрального здания, перестал удовлетворять запросам времени. В 1802-1803 годах по проекту талантливого архитектора и блестящего рисовальщика Тома де Томона были изменены его внешний облик, внутренняя планировка и отделка. Каменные работы производил опытный «каменного дела мастер» Д. II. Висконти. Росписи интерьеров выполнялись художником Д.-Б. Скотти по эскизам Тома де Томона.

Перестройка Большого театра явилась одним из градостроительных мероприятий по реконструкции центра Петербурга с целью придать столице более парадный облик, соответствующий возросшему престижу России как мировой державы. Томоп осуществил рекопструк цию театра с большим мастерством. Он увеличил высоту центрального и окружающего его объемов (соответственно до 21 и 13 м), сохранив общие габариты плана, н пристроил мощный портик на главном фасаде. Это коренным образом улучшило композицию здания, сделало его более праздничным, парадным. Ионический ордер, положенный Тома де Томоном в основу стилевой структуры сооружения, изменил его облик. Суровую строгость тосканского ордера сменила стройность пропорций: ионических колонн, пластичность их капителей.

Своим внешним видом здание выгодно отличалось от всех построенных ранее русских и западноевропейских театров. Главный фасад, акцентированный далеко отстоящим от стены портиком прекрасно найденных пропорций, отличался богатством светотени и выразительностью архитектурных форм. Рустовку стен первого этажа прорезали прямоугольные оконные проемы с замковыми камнями. На гладкой поверхности стен второго этажа эффектно выделялись окна, обрамленные архивольтами и коринфскими колоннами малого ордера. Фронтон, на тимпане которого был изображен триумф бога музыки и поэзии Аполлона венчал портик. Выполнение этой скульптурной композиции принадлежало выпускнику Французской королевской академии Ж. Тибо. работающему в Петербурге.

Это сооружение ознаменовало новый этап в развитии мирового театрального зодчества. Если до перестройки не было здания, равноценного Большому театру по градостроительному размаху, то теперь была достигнута невиданная ранее художественная выразительность. Современники писали: «Подобного сооружения еще нет во Франции, несмотря на двадцать театров, которыми Париж скорее загроможден, чем украшен».

Интерьеры театра отличались праздничностью, парадностью. Сохранилось их описание, сделанное самим Тома де Томоном: «Украшения внутренних залов в стиле греческих театров... Первый ряд лож образует круглый амфитеатр, над которым возвышаются два другие ряда по тридцать две ложи, разделенные через одну колоннами коринфского ордера. Барьер каждой ложи украшен гризайлью на золотом фоне. Эта внутренняя колоннада увенчана аркадами последнего яруса лож, поддерживаемых Гениями и Славами, которые отделяют находящийся выше раёк. Фигура Гениев и Слав цвета бронзы прекрасно гармонируют с плафонами, где под сводами, украшенными арабесками, можно видеть изображения Муз.

Манеж
Большой театр
"Каменный" театр
На сцене театра
Театр на Дворцовой
Большой и Малый театры
Павильоны
Театр-цирк
Проект Л.Руска
План Росси
Положение театра
Невский проспект
Александрийский театр
История ансамбля
Вестибюль и сцена
©2008.Все права защищены.