Л. Руска представляет проект театра, соединенного с залами для маскарадов в одно сооружение. В центре его - театр, подчеркнутый десятиколоннытм портиком коринфского ордера. К нему с обеих сторон примыкают галереи с ионическими колоннадами, обрамляющими площадь глубиной 85 метров при ширине 128 метров, раскрытую в сторону Невского проспекта.
Иное решение у Тома де Томона. Он проектирует компактное здание театра, в котором центральный объем зрительного зала и сцены окружен обстройкой вспомогательных помещений. Главный фасад, как и в Большом театре, акцентирован мощным многоколонным портиком со скульптурной композицией в тимпане фронтона. Здание театра зодчий проектировал на обширной площади между Аничковским дворцом и Публичной библиотекой. Со стороны Садовой улицы была организована полукруглая площадь, обращенная в сторону театра и ограниченная колоннадой. При сложной конфигурации генерального плана участка театр решался изолированно от Невского проспекта и отделялся от него оградой с воротами.
В проектах Л. Руска и Тома де Томона проблема ансамбля театральной площади не была решена. Театр композиционно не был связан ни с Аничковским дворцом, ни с построенным Е. Соколовым зданием Публичной библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой улицы.
Начавшаяся Отечественная война 1812 года приостановила проектирование, и снова этот вопрос возник в 1818 году. Работы поручаются архитектору А. Модюи, восстановившему Большой театр после пожара 1811 года. Однако Модюи с задачей справиться не смог. Еще один проект по собственно инициативе представил в 1822 году архитектор П. Жако. Но и он не стремился создать ансамбль театральной площади. Существующая архитектурно-планировочная ситуация отличалась исключительной сложностью.