Появляются новые формы театрального искусства — самодеятельные театральные коллективы, близкие и понятные массовому зрителю. По характеристике А. В. Луначарского, «первые годы революции с ясностью доказали огромный инстинктивный порыв масс в сторону искусств, и в особенности в сторону театра. Тысячами, если не десятками тысяч, зацвели по всей России рабочие и крестьянские театральные кружки».
Отвечая запросам и стремлениям времени, в Петрограде строятся дворцы и дома культуры (Московско-Нарвский, Выборгский, им. Н. К. Крупской, им. В. П. Ленина и др.) с комплексом клубных помещений для работы самодеятельных кружков. Наличие в них театральных залов, использование наряду с крупными государственными театрами помещений многочисленных бывших частных театров привело к тому, что в советское время строительство театральных зданий в Ленинграде получило меньшее развитие по сравнению с возведением домов и дворцов культуры.
Жизнь большинства вновь появившихся театров оказывалась недолговечной. Дальнейшее развитие в основном получили театральные коллективы, деятельность которых была направлена на удовлетворение запросов и интересов молодого поколения - детей и юношества (ТЮЗы и др.). Однако некоторые театры для взрослых, созданные на базе помещений, приспособленных к театральным действиям, сохранились до наших дней.