Архитектура театров, театры Петербурга
Главная Театры XVIII века Театры XIX-XX века
Наше время Наши контакты

План Росси

Александрийская площадь (ныне пл. Островского), Чернышева площадь (пл. Ломоносова), соединяющая их Театральная улица (ул. Зодчего Росси) и сеть новых улиц, связывающих эти площади с важнейшими магистралями центра, являются развитой градостроительной системой, в которой доминирует здание театра — ныне Государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина.

Столь совершенная композиция сформировалась в результате четырех стадий проектирования. Зодчий последовательно совершенствует ее и во время строительства. Возникает крупнейший общественный и культурный центр, в котором сосредоточены театр, Публичная библиотека, Министерство народного просвещения и Министерство внутренних дел.

Отвергнув навязываемые ему предложения сделать Аничковский дворец главным в ансамбле, зодчий настойчиво проводит идею подчинить застройку района, в том числе великокняжеский дворец, общественному зданию - театру. Тот самый театр, который еще недавно был лишь принадлежностью дворца, архитектурно подчинил себе «собственный дворец его императорского величества» и правительственные учреждения.

Здание театра является архитектурной доминантой в композиции обширного района. Его компактный объём, возвышающийся в глубине площади, открытой к Невскому проспекту, эффектно завершает перспективы Малой Садовой улицы и переулка Крылова и хорошо виден из сада Аничковского дворца. Задний фасад театра замыкает перспективу улицы Зодчего Росси, по которой проходит главная ось ансамбля.

Манеж
Большой театр
"Каменный" театр
На сцене театра
Театр на Дворцовой
Большой и Малый театры
Павильоны
Театр-цирк
Проект Л.Руска
План Росси
Положение театра
Невский проспект
Александрийский театр
История ансамбля
Вестибюль и сцена
©2008.Все права защищены.