Архитектура театров, театры Петербурга
Главная Театры XVIII века Театры XIX-XX века
Наше время Наши контакты

На сцене театра

На сцене Большого театра выступали прославленные русские актеры, великие мастера театрального искусства. Именно об этом театре Пушкин писал и споем бессмертном романе «Евгений Онегин»:
Зрительный зал театра был окружен колоннами коринфского ордера, перекрыт куполом и украшен позолоченной резьбой. Голубой бархат обивки и шелк драпировок, расписанный золотом сценический занавес, двухъярусная бронзовая люстра и многочисленные бра дополняли отделку интерьера. При всем великолепном убранстве зал обладал плохой акустикой, сложность конструкций его покрытия вызывала ежегодные ремонты. Это послужило причиной перестройки здания.

Б 1835 голу при очередном ремонте кровли была увеличена на 3 аршина (2,13 м) высота здания, а в 1836 году театр перестраивается по проекту А. К. Кавоса. Для уничтожения эха зодчий заменяет купольное покрытие плоским перекрытием, на котором размещает обширный зал для писания декораций. Колонны зрительного зала, затрудняющие обзор и ослабляющие звуковые волны, были упразднены, залу придана подковообразная форма. Увеличение его длины на 2 сажени (4.3 м) и устройство шестого яруса позволило довести число зрителей до 2 тысяч и расширить авансцену. Реконструкцией сцены руководил старший машинист императорских театров и декоратор А. Роллер. 27 ноября 1836 года первым представлением оперы П. Л. Глинки «Жизнь за царя» возобновились спектакли театра. За дирижерским пультом стоял отец зодчего, композитор и капельмейстер К. Кавос. Отзывы современников о театре были восторженными. «По обширности и великолепной отделке здание Большого театра принадлежит к превосходнейшим зданиям в Столице», — писал П. Пушкарев, автор труда о Петербурге и уездных городах Петербургской губернии.

А. Кавос в теоретическом труде «Руководство по постройке театров» обосновывал преимущество оптических качеств зрительного зала Большого театра перед Оперным театром в Мюнхене, парижской Гранд-Опера, а также миланским театром «Ла Скала». Акустические и оптические достоинства зрительного зала, высокий уровень механизации сцены и большие постановочные возможности театра привлекали для участия в его спектаклях лучших артистов Европы. В их числе артист п балетмейстер Ф. Тальони и его дочь М. Тальони. исполнительница главной партии в балете «Сильфида». Грациозный облик балерины запечатлел скульптор Р. Ринальди (1793—1873 гг.). Ее мраморное изваяние украшает вход в фойе Эрмитажного театра.

Несмотря на достоинства Большого театра, Кавос и Роллер продолжали совершенствовать механизацию сцены и конструкции здания, в котором периодически проводились реставрация отделки и обновление живописи. В 1878 году архитектор А. Кракау возвел со стороны его заднего фасада пристройку для электрических машин, и театр получил электрическое освещение. Но ставший более совершенным по функциональным и техническим качествам театр утратил частично свои архитектурные достоинства, гармония пропорций сооружения была нарушена.

Манеж
Большой театр
"Каменный" театр
На сцене театра
Театр на Дворцовой
Большой и Малый театры
Павильоны
Театр-цирк
Проект Л.Руска
План Росси
Положение театра
Невский проспект
Александрийский театр
История ансамбля
Вестибюль и сцена
©2008.Все права защищены.