Композиция сооружений строилась на ритме и оформлении оконных проемов, балконы подчеркивали входы. В соответствии с утвержденной застройкой площади зданию театра придается облик жилого дома. При этом Брюллов, исключив балконы, сохраняет детали оформления фасадов по проекту Росси: рустованный первый этаж прорезан прямоугольными окнами с замковыми камнями, высокие оконные проемы второго этажа выделены наличниками и увенчаны сандриками. На фоне гладких поверхностей стен обрамление окон и карниз на кронштейнах, дающий глубокую тень, воспринимаются достаточно рельефно.
Но композиция и соотношение архитектурных элементов в здании театра значительно слабее в сравнении с проектом жилых домов, предназначенных для строительства ансамбля Михайловской площади. В жилых домах входы, подчеркнутые оформлением проемов второго этажа, являлись композиционными осями фасадов. Лишенные обрамления, окна третьего этажа резко отличались от парадного решения бельэтажа, в котором трудны оконных проемов с горизонтальными сандриками контрастировали с окнами, заключенными в нишах, стоящими на подоконных балясинках и увенчанных высокими архивольтами. Брюллов помещает балясины под всеми окнами второго этажа, горизонтальные сандрики заменяет более сложными в виде фронтонов, упрощает проемы с архивольтами, снижая высоту последних и убирая ниши. В результате нивелировки архитектурных элементов прием высокого классицизма — контрастность,— присущий произведениям Росси, не находит отражения в фасаде, воспроизведенном архитектором позднего классицизма А. Брюлловым. Тенденция к равнозначности архитектурных деталей, появившаяся при сооружении Михайловского театра, получит развитие в период расцвета эклектизма.
Малоудобные для театра габариты участка (ширина 38 и длина 108 м) вызывали значительные трудности при решении планировки театральных помещений, ограничивая размеры зала и сцены, создавая излишние площади в сценической части. Для их освещения зодчий вынужден был предусмотреть в проекте внутренний дворик.
В первом варианте сравнительно небольшой полуциркульный в плане зал по бокам и со стороны главного фасада был окружен помещениями фойе. Парадные лестницы находились между залом и центральным фойе, обращенным к площади. Характерная особенность зала — замена партера крутым амфитеатром. Между окружавшими амфитеатр колоннами, на уровне последнего ряда, размещались ложи бенуара, над ними — ярус лож и балкон-галерея.